Если автомобильный двигатель стал потреблять много масла и топлива, появился сизый дым выхлопа, увеличилась шумность двигателя, появилась детонация, свечи за одну смену покрываются нагаром, масло быстро темнеет, то это все признаки приближающего ремонта.

Как обычно поступают автовладельцы? Одни применяют «чудо-химию», другие избавляются от автомобиля путем его продажи, третьи - меняют двигатель на «бэушный», т.е. двигатель заведомо исправный, с малым пробегом, но снятый с какого-то другого автомобиля, а остальные - сдают свой двигатель в ремонт.

В каждом из этих случаев, затраты отличаются на порядок, и какой вариант выбрать каждый владелец решает сам. В рамках этой статьи, первых трех «способов» мы касаться не будем – не наш метод.

Мы считаем, что если человек собирается эксплуатировать автомобиль не меньше года, то ремонт лучший вариант! Конечно же, за редким исключением, о котором будет упомянуто далее. Во-первых, в отличие от взятого с «разборки», после грамотного ремонта двигатель будет практически новым. И как следствие, выше его ресурс. Во-вторых, отпадает необходимость в регистрации в органах ГАИ. В-третьих, самому приятно! Да, денег будет потрачено больше, чем при простой замене двигателя, но в большинстве случаев не более чем на 20%.

И так, решение о ремонте принято, сервис выбран, цели поставлены, время рассчитано, деньги заработаны. С чего начинается ремонт. Естественно, с визуальной диагностики, потом по мере необходимости и глубине поиска - механической. Надо понимать, что при наличии признаков, изложенных в начале статьи, сэкономить не получится. И потом, так называемый частичный ремонт двигателя, как правило, ни к чему не приводит. Что-то из неисправностей проходит, что-то остается. С другой стороны, правильно поставленный «диагноз» позволяет выполнить ремонт с наименьшими потерями времени и средств.

Основными причинами возникновения неисправностей являются:

  • Пыль и грязь, которых так много на дорогах
  • Низкое качество топлива на заправках
  • Эксплуатация автомобилей в крупных городах, где происходит частое изменение режимов работы двигателя, а двигатель на постоянных режимах меньше подвержен износу
  • Более продолжительный зимний период, чем в Европе, США и Японии. Один запуск двигателя в мороз равен пробегу в сотни и даже тысячи километров пробега
  • Применение некачественных или поддельных расходных материалов и масел, а также несвоевременное обслуживание
  • Негерметичность системы охлаждения, неисправности термостата, вентиляторов и т.д., вследствие чего происходит перегрев двигателя

Опыт показывает, что каждый второй из вышедших из строя двигателей, попадает в ремонт по причине неправильной эксплуатации и несвоевременного обслуживания. Но существует понятие – естественный износ. Ресурс двигателей, в основном, лежит в пределах 250-300 тыс. км пробега (но бывают и исключения). Все что случается раньше – это неправильная эксплуатация. После этого пробега состояние двигателя характеризуется большим расходом масла, повышенной шумностью, стуками, падением мощности, трудностью или невозможностью запуска двигателя и т. д.

Максимальным уровнем расхода масла является значение 1 л масла на 1000 км пробега.

Неисправности двигателя часто возникают в режимах, когда температурные и силовые воздействия на детали превышают предельно-допустимые. Теперь более подробно.

РЕЖИМ «МАСЛЯННОГО ГОЛОДАНИЯ»

Такие случаи встречаются наиболее часто. Общим для них является очень низкое давление масла или его отсутствие. Если двигатель работает в таком режиме несколько секунд, начинается разогрев подшипников скольжения ( вкладышей ). Еще через несколько секунд разрывается масляная пленка между вкладышами и шейками коленчатого вала и происходит подплавление антифрикционного слоя вкладышей. Это приводит к привариванию вкладыша к шейке и проворачиванию его в постели блока цилиндров или нижней головке шатуна.

Не важно, провернулся в итоге вкладыш или нет, на его поверхности произошло повреждение антифрикционного слоя и это провоцирует его дальнейший износ, приводящий к стукам, деформациям коленчатого вала, шатунов и даже постелей блока цилиндров. В этом режиме нередко повреждается распределительный вал и его постели в головке блока цилиндров. А если в клапанном механизме используются гидрокомпенсаторы или гидротолкатели, то продукты износа с маслом попадают в плунжер гидротолкателей и провоцируют его заклинивание.

При недостаточной смазке происходит задир в паре поршень-цилиндр. Это особенно опасно на двигателях с алюминиевыми блоками с их тонкими гильзами.

Причины «масляного голодания»: низкие температуры (при несоответствующей вязкости масла) и некачественное масло. И в том и в другом случае происходит образование «мягких» отложений в виде «мази», которые в течении эксплуатации могут превращаться в твердый нерастворимый «кокс». Очень вредны для двигателя короткие поездки в холодное время, даже с хорошим маслом. Оно все равно будет «коксоваться», так как в таких режимах не сможет прогреваться до рабочих температур. Картина усугубляется неполным сгоранием топлива, большим количеством водяных паров в картерных газах. Особенно этим «недугом» страдают автомобили, ввезенные из США и Канады, а также коммерческий транспорт из Японии.

Помимо недостаточной смазки, происходит «коксование» масла в канавках поршней, что приводит к «залипанию» маслосъемных колец и это приводит к повышенному расходу масло в процессе эксплуатации автомобиля.

Так же ускоренный износ и повреждение деталей может быть вызван попаданием охлаждающей жидкости или топлива в масляную систему. Как правило, охлаждающая жидкость может попасть в масло в результате негерметичности прокладки ГБЦ, но возможны и случаи перегрева или коррозии системы охлаждения.

Разжижение масла топливом обычно наблюдаются в карбюраторных двигателях, в двигателях с непосредственным впрыском, а также в результате безуспешно долгих попыток пуска двигателя в морозы ( в этом случае все будет зависеть от своевременности замены « топливомасляной» смеси).

ПЕРЕГРЕВ ДВИГАТЕЛЯ

Перегрев возникает в результате неисправностей системы охлаждения:

  • Не осмотрели ее на наличие утечек
  • Не своевременно продиагностировали или заменили насос охлаждающей жидкости
  • Не промыли снаружи радиатор и т.д.

Перегрев двигателя сопровождается кипением, снижением эффективности охлаждения и резким увеличением температуры деталей поршневой группы, ГБЦ и блока цилиндров, образуются задиры на поршнях и цилиндрах. После перегрева поршни начинают «стучать» в цилиндрах, плоскости ГБЦ и блока деформируются, что приводит к прогару прокладки.

Перегревы сказываются и на деталях ГБЦ, в первую очередь на седлах клапанов, вплоть до их выпадения, а также приводят к трещинам в ГБЦ, особенно в дизельных моторах с ГБЦ, изготовленной из чугуна.

По тяжести последствий перегрев незначительно уступает режиму «масляного голодания», но ремонт может оказаться сложнее и дороже.

Таковы самые характерные неисправности и их причины. Теперь несколько слов о ремонте. Ремонтопригодными считаются почти все двигатели с чугунными блоками цилиндров, где существует возможность расточки цилиндров, Однако на большей части современных автомобилей всех марок происходит смена поколений двигателей, которые не отличаются ремонтопригодностью и в народе называются «одноразовыми». Это сделано по многим причинам и у нас нет ответа: хорошо это или плохо?

Изменение геометрии деталей «цилиндро – поршневой» группы «лечится» расточкой блока цилиндров и хонингованием поверхности под новые поршни, обработкой плоскости ГБЦ, заменой поршней и колец, при необходимости заменой направляющих втулок клапанов, самих клапанов, всех резиновых деталей и т.д.

У коленчатого вала шлифуются и полируются коренные и шатунные шейки (если они повреждены), проверяется изгиб вала (при необходимости правится). При проворачивании вкладышей в постелях блока и нижних головках шатунов проверяется геометрия постелей и окружностей головок шатунов.

При капитальном ремонте обязательна замена привода ГРМ, насоса охлаждающей жидкости, свечей, фильтров, рекомендуется очистка форсунок  или замена по мере надобности.

После окончания ремонта необходим период его обкатки. Рекомендуемым периодом являются 1000 км пробега, при которых максимальные обороты двигателя не должны превышать 2500-3000 об/мин. После этого меняется масло и масляный фильтр. В течение этого пробега владелец автомобиля контролирует уровни всех жидкостей. Дефекты механической обработки и сборки, обычно, проявляются впервые 500 км пробега.

Далее двигатель эксплуатируется 2000 км до следующей смены масла и масляного фильтра в щадящем режиме, т.е. обороты обычные, нагружать машину, таскать прицепы, возить людей не рекомендуется.

Мы заботимся о Вашем бюджете!!!      Администрация автотехцентра «Альянс SL»

  • ул. Герцена 65/3 тел. 44-32-33, 8-906-947-50-13
  • Московский тр. 109 тел.: 42-43-61, 8-906-947-53-13