Когда пробке крышка

Пробка расширительного бачка – деталь конечно копеечная, но от этого не менее важная. Исправность этого простейшего механизма с двумя клапанами – необходимое условие нормальной работы системы охлаждения двигателя. Однако некоторые производители, похоже, за качеством изделия не следят, а лишь приглядывают.

Напомню, современная система – закрытая, избыточное давление в ней составляет 1,1-1,2 кгс/см. Оно-то и поднимает точку кипения жидкости примерно до 120 С, позволяя поддерживать температурный режим двигателя без риска его «вскипятить». Результат – наилучшие мощностные и экономические показатели.

Давление в системе поддерживает паровой клапан. Его задача открыться раньше, чем пар разорвет расширительный бачок или патрубки. После открытия клапана давление стабилизируется на величине примерно, на 0,3 кгс/см ниже максимальной, ведь при плотно закрытом клапане пары давят на несколько меньшую его площадь, чем когда он открыт.

Если давление недостаточное, то при высокой температуре жидкость сначала закипит при входе в помпу (в зоне наибольшего разрежения), насыщаясь паровыми пузырями. Чем больше пузырей, тем меньше массовая доля перекачиваемой жидкости, а значит, хуже охлаждение. Далее процесс развивается лавинообразно и приводит к перегреву двигателя, а это грозит короблением головки, блока , задирами поршней и дорогим ремонтом! Кроме того, даже при умеренных нагрузках на двигатель, когда избыток тепла мал и перегрев мотору не грозит, работа системы без избыточного давления ведет к кавитационному износу крыльчатки насоса и появлению глубоких каверн на омываемых поверхностях гильз цилиндров.

Итак, пробка должная быть надежной. Однако беспечные владельцы не придают должного значения пробки и игнорируют ее замену. Мы неоднократно встречали пробки с ржавыми пружинами, рассыпающимися в прах. Были и «сборные» пробки (крышка с обозначением ВАЗ, а начинка – с клеймом АП) – негодные, как оказалось. Представьте: характеристики давления при холодной проверке правильные, но материал при нагреве до рабочей температуры плавился, клапаны отказывали. Случалось, необходимость менять пробку возникла уже через 2,5 – 3 тыс. км!

Отмечу, что паровой клапан красиво упакованной пробки с логотипом владимирского завода «Автоприбор» при проверке обычно открывается лишь при давлении 1,8 кгс/см. Приходится укорачивать пружину, после чего клапан работает штатно. Но это, согласитесь, лишние хлопоты! А вот изделия питерской фирмы ЛУЗАР не разочаровали – вмешиваться пока не приходилось. Что касается автомобилей иностранного производства то там тоже не все так гладко, например: использование не качествиной охлаждающей жидкости приводит к заеданию парового клапана пробки, а соответственно понижению либо повышению давления в системе охлаждения. Очень часто авто владельцы сталкиваются с такой проблемой, когда из-за заедания клапана пробки, разрывает расширительный бачок основного радиатора, а это уже, увы, не копеечная деталь.

Проверить работоспособность парового клапана можно и в домашних условиях, но для этого нужно изготовить несложную оснастку. Сняв с бачка паровой шланг, заглушим его. Затем, сточив на наждаке резину с шинного вентиля, плотно загоняем этот конец в кусочек шланга – переходника и надеваем его на паровой штуцер бачка. Резьбовой конец ввертываем в штуцер манометра. Подсоединяем к манометру шланг обычного шинного насоса, все затягиваем хомутами и накачиваем, пока не послышится шум выходящего воздуха. Резиновый уплотнитель пробки и кромка горловины бачка могут потребовать внимания – у них не должно быть трещин, заусенцев и т.п. Если, начав нагнетать воздух, сипение слышите сразу – будьте начеку , чтобы такая пробка не стала «крышкой» всему двигателю! Правда сипеть может и из-под датчика уровня жидкости, но это легко проверить мыльным раствором.

Если клапан пробки открывается при давлении 1,1 кгс/см или чуть большем, можете спокойно ею пользоваться!

Мы заботимся о Вашем бюджете!!!      Администрация автотехцентра «Альянс SL»

  • ул. Герцена 65/3 тел. 44-32-33, 8-906-947-50-13
  • Московский тр. 109 тел.: 42-43-61, 8-906-947-53-13